Лечение грыжи позвоночника

Грыжа межпозвонкового диска возникает в результате дегенеративных изменений оболочки диска, ее разрыва и выпячивания содержимого диска в полость позвоночного столба. Грыжевое выпячивание производит давление на нервные корешки, вызывая нарушение проведения импульса и болевой синдром.

Как проявляется заболевание

Лечение грыжи позвоночникаВедущей жалобой у пациентов с грыжами позвоночника является болевой синдром. Интенсивность и время появления боли зависят от стадии развития патологического процесса. Начальный этап заболевания характеризуется возникновением боли в области позвоночника после интенсивной физической нагрузки, длительного нахождения в неудобной позе. Эти проявления характерны для нарушения целостности фиброзного кольца межпозвонкового диска. Пульпозное ядро устремляется к месту появления трещины фиброзной оболочки, происходит выпячивание, нарушающее процесс кровоснабжения данного участка. Вскоре возникает местная отечность тканей, нарушение питания нервного корешка, приводящие к формированию болевого синдрома. Рефлекторно возникает напряжение мышц спины в очаге поражения, и постепенно формируются изменения дистрофического характера в мышцах, суставах и связочном аппарате.

Дальнейшее течение патологического процесса приводит к возникновению компрессионного корешкового синдрома в результате механического сдавления корешка спинномозгового нерва. Интенсивность боли повышается, она может возникать при незначительных физических нагрузках, поворотах туловища. Возможно нарушение чувствительности по ходу расположения ущемленного нерва на нижних конечностях, появление мышечной слабости.

Некоторые пациенты отмечают снижение интенсивности боли и некоторое облегчение состояния при нахождении в положении лежа на спине с приподнятыми на опору ногами. Кроме того, у пациентов наблюдается некоторое снижение температуры кожных покровов нижних конечностей, нарушение чувствительности, пастозность и изменение тургора кожи. Эти изменения связаны с нарушениями вегетативной иннервации в результате ущемления нервов грыжевым выпячиванием. Щадящий режим работы мышц конечностей, позволяющий пациентам несколько снизить болевой синдром, постепенно приводит к атрофии мышц и снижению их функций.

Лечебные мероприятия

Лечение грыжи позвоночникаОдним из важных мероприятий лечения грыжи позвоночника является соблюдение пациентами постельного режима. Это приводит к уменьшению нагрузки на поврежденный межпозвонковый диск и созданию условий для его восстановления. Соблюдение данного режима рекомендуется на протяжении трех месяцев. Для купирования болевого синдрома применяются анальгетики, симптомы воспаления достаточно хорошо поддаются медикаментозной коррекции противовоспалительными препаратами.

Одним из самых эффективных методов лечения грыжи позвоночника является вытяжение позвоночника. Благодаря данной процедуре создается разность давления в межпозвонковой области, что в большинстве случаев приводит к возврату диска в исходное положение и устранению боли. В случаях, когда болевой синдром не удается купировать консервативными методами на протяжении двух-трех месяцев или при ухудшении состояния пациента, рекомендуется оперативное лечение грыжи. Следует помнить, что хирургический метод лишь устраняет последствия болезни, но не влияет на причину ее возникновения. В связи с этим, особое место занимает восстановительный период и профилактические мероприятия.

Восстановительный период

Купирование болевого синдрома, переход заболевания из острой стадии являются показанием для назначения пациентам комплекса восстановительного лечения. Большое значение имеет укрепление мышц спины и туловища, составляющих мышечный корсет позвоночника. Для этих целей пациенту индивидуально подбираются упражнения лечебной физкультуры, выполнение которых позволит восстановить функцию атрофированных мышц, улучшить приток крови к суставам и мышцам. Хорошо зарекомендовали себя для лечения и профилактики грыжи позвоночника массаж и мануальные методы воздействия. Реабилитационный период предполагает так же назначение комплекса физиотерапевтических процедур.

В нашем медицинском центре созданы все условия для диагностики и лечения различных заболеваний